knyazvladimir (knyazvladimir) wrote in idu_shagayu,
knyazvladimir
knyazvladimir
idu_shagayu

Categories:

Ф.О.Шехтель в Москве

Прогулка-знакомство с творчеством Ф.О.Шехтеля в Москве.
За одну прогулку можно познакомиться с московским творчеством (конечно не со всем) замечательного архитектора Федора Осиповича (Франц-Альберт) Шехтеля. Он родился в Петербурге 26 июля 1859 года в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога Осипа Осиповича Шехтеля.
Начинаем нашу прогулку от станции метро Маяковская и идем по Большой Садовой улице до дома 4. Это собственный дом великого русского архитектора Федора Осиповича Шехтеля, построен им в 1910 году на Большой Садовой улице, д.4, стр. 1.
IMG_8025

Это был последний, третий дом, который он построил для себя и, пожалуй, одно из самых совершенных творений зодчего в классическом стиле. В этом особняке у Шехтелей часто бывали их друзья художники, литераторы и купцы. С сыном Львом и дочерью Верой дружил Владимир Маяковский. Здесь они готовили первый сборник его стихов «Я», иллюстрации к которому делали Лев Жегин и его друг Василий Чекрыгин, тоже проживавший тут в семье Шехтелей. Книга эта была уникальной, поскольку сделана она была ремесленным, а не типографским способом.
Немного вернувшись назад по Б.Садовой, сворачиваем в Большой Козихинский переулок а из него поворачиваем налево в Ермолаевский переулок, где и подходим к дому 28, представляющему собой небольшой псевдосредневековый особняк, который стал вторым собственным домом великого русского архитектора.
IMG_8027
Дом в Ермолаевском переулке знаменовал начало успешной карьеры архитектора. Это был второй его дом из трех сделанных и самый ранний из сохранившихся. Архитектор переезжает в центр и на собственном примере осваивает новейшие принципы современного зодчества. Маленький двор окружен оградой с решеткой, над крыльцом сделано небольшое мозаичное панно с литерами F и S (Franz и Shektel) — Федором Осиповичем обрусевший немец Франц Альберт стал только в 1914 году, после начала Первой мировой войны, в знак солидарности с русским народом.
Переходим из Ермолаевского в Трехпрудный переулок, где в 1900 году Ф. Шехтель построил производственно-издательский комплекс для «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона» (дом 9).
IMG_8029
IMG_8030
Скоропечатня возникла в 1881 году в Рахмановском переулке как небольшая типография, а в конце 19 века это было уже довольно крупное полиграфичечкое производство. «Скоропечатня А.А. Левенсона» стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн. В 1910 году в типографии Марина Цветаева на личные сбережения выпустила свои первые сборники стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь».
Повернув направо из Трехпрудного переулка проходим Большой Палашевский и Спиридоньевские переулки. Выходим из Спиридоньевского переулка на Спиридоньевку прямо к особняку З.Г.Морозовой (дом 17).
IMG_8032
Этот готический особняк – главное украшение Спиридоновки, одной из самых респектабельных улиц Москвы. В 1893 году Савва Тимофеевич Морозов приобрел старую усадьбу семьи Аксаковых. Тогда на участке стоял обветшавший деревянный дом в стиле ампир, выстроенный в 1814 году известным архитектором А.Л. Витбергом для поэта И.И. Дмитриева. Савва Морозов приказал снести старое здание, а на его месте выстроить большой красивый особняк. Усадьба обустраивалась для любимой жены Саввы Тимофеевича.
В свое время любовь Саввы и Зинаиды Морозовых наделала много шуму в купеческой Москве. Молодая 18-летняя жена Сергея Викуловича Морозова встретила на балу его дядю – Савву Морозова. Любовь вспыхнула настолько сильная, что ради неё Савва переступил через религиозные каноны и благочестивые обычаи старообрядцев и предложил Зинаиде стать его женой. Семьи влюбленных были старообрядческими. Родственники и все купеческое общество восприняли развод и женитьбу на разведённой как большой позор. Несмотря ни на что в 1888 году Савва и Зинаида поженились и прожили вместе 17 лет. Дом на Спиридоновке был одной из первых больших самостоятельных работ Федора Шехтеля.
Пройдя дальше по Спиридоньевке в сторону Никитских Ворот и выйдя на Малую Никитскую улицу встречаем особняк Рябушинского (дом 6/2).
IMG_8036
IMG_8039
"Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бестыжее", - так писал К. Чуковский в своем дневнике об этом здании.
В действительности же особняк Рябушинского является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. По законам стиля, пространство развивается изнутри наружу: планировка интерьеров обуславливает асимметрию внешних стен здания. Здесь преобладают массивный кубический объем, контраст изгибов и строгих линий. Особняк был выстроен в 1900-1903 годах по заказу банкира и фабриканта С.П. Рябушинского. Степан Павлович был также большим любителем и знатоком искусства, поэтому строительство дома было поручено его близкому другу - архитектору Ф. Шехтелю, который полностью спроектировал интерьеры и внешний вид здания. В этом доме С.П. Рябушинский держал знаменитую реставрационную мастерскую икон. В 1917 году Рябушинским пришлось эмигрировать, часть собрания икон была передана в Третьяковскую галерею. С 1919 года здесь располагался Госиздат, с 1925 по 1931 — Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей. В 1931 году Сталин предоставил особняк в распоряжение Максима Горького, позднее, в 1965 году, здесь открылся посвященный писателю музей, который можно посетить и сегодня.
Далее выходим на Тверской бульвар и идем к Тверской улице. На бульваре можно посидеть и отдохнуть. Переходим Тверскую и проходим в в Большой Путинковский переулок, где в доме 3 в 1907-1909 г.г. была построена Типография Утро России П.П. Рябушинского.
IMG_8042
С Б.Путинковского переулка поворачиваем на Большую Дмитровку, по которой идем до Камергерского переулка, в котором в доме 3 находится здание Московского Художественного театра.
IMG_8045
Московский Художественный театр обосновался в здании на Камергерском в 1902 году, после того как Савва Морозов арендовал его у Г.М. Лианозова на 12 лет. До этого у дома было много владельцев; его строили, сносили и перестраивали. Каким мы видим его сейчас, он стал в 1902 году после реконструкции, проведенной Ф.О. Шехтелем. Это было первое театральное здание в России, которое архитектор создавал в творческом союзе с художественными руководителями театра.
Рядом с МХТ (д. 3а, стр. 2) находится музей МХАТ. а месте бывшего флигеля усадьбы Одоевских предполагалось строительство «научного электротеатра» и помещения для театра-кабаре Н.Ф. Балиева «Летучая мышь». Но, вместо этого, помещения стали сдавать внаём под размещение магазинов, контор и проведение выставок.
IMG_8047
Работая над проектом здания, архитектор Ф.О. Шехтель проявил себя как мастер четкого геометрического рисунка. Для фасада было предложено лаконичное решение в крупных формах. Архитектор использовал характерный приём построения лицевой части здания: и в высоту, и в ширину она была разделена на три неравные части. Средняя часть по вертикали имеет ордерное построение. Изящность фасада достигается за счет стеклянного эркера необычной формы с дорическими колоннами по бокам. Прямоугольное в плане здание вдается вглубь участка.
/Использовалась информация с сайта http://um.mos.ru/ /
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment