homaaxel (homaaxel) wrote in idu_shagayu,
homaaxel
homaaxel
idu_shagayu

Прогулка по Никитскому бульвару. ч. 1

       Оставив площадь Арбатских ворот, мы с вами оказываемся на следующем бульваре. В его начале, на фоне строгих зубцов Моссельпрома виднеется небольшой особняк. Когда-то это был княжеский дворец, но с тех пор перестраивался до неузнаваемости. Время благородных владельцев закончилось с октябрьской революцией и вскоре в 1920 г. особняк был передан журналистам.



       Сегодня мы его знаем как Центральный Дом журналиста. А Маяковский, который, как мы помним, писал рекламу для соседнего здания Моссельпрома, был членом правления Дома. В большом зале часто выступали политические и общественные деятели, поэты. Среди них можно отметить Блока, Есенина, у которого здесь было последнее выступление в Москве.

       Но дом журналиста хранит память не только великих поэтов, но и журналистов Великой Отечественной войны, которые всегда были на передовой, писали статьи, отправляли весточки с фронта. В память о них около входа в Дом Журналиста установлен бронзовый памятник военному корреспонденту. Здесь изображен мужественный образ военного корреспондента в пилотке и плащ-накидке, присевшего у срезанной колонны Рейхстага. На груди его, рядом с боевыми наградами — фотоаппарат, в руках — неизменные спутники фронтового корреспондента — блокнот и карандаш. Он присел, чтобы написать самую радостную, самую долгожданную корреспонденцию: «Война окончена. Берлин взят. Фашистская Германия разгромлена. Одержана величайшая Победа». Рядом высечены слова из «Песни военных корреспондентов»:
«С Лейкой и блокнотом, а то и с пулеметом,
Сквозь огонь и стужу мы пpошли».




Фото Михаила Шувалова.

       В этом году Центральному Дому журналиста исполняется 90 лет.

А в усадьбе напротив праздновали юбилей в прошлом году.



       Небольшой бежевого цвета комплекс домов – дворянская усадьба Талызиных-Толстых. Именно здесь жил Гоголь в последние годы. Несомненно вы узнали его профиль на стекле:



        Это единственный сохранившийся дом в Москве, где Николай Васильевич Гоголь жил в середине 19 в. около пяти лет. Здесь он работал над вторым томом "Мёртвых душ", читал "Ревизора" актёрам Малого театра. Здесь у него бывали Тургенев, Островский. В прошлом году в этих стенах открыт первый в Москве музей великого классика и действует научная библиотека.



         На первом этаже здания располагается музей, на втором – читальный зал и музыкальная гостиная. Интерьер комнат, где жил Гоголь, в том числе и знаменитая печь-камин, в котором писатель сжег второй том Мертвых душ, воссоздан по чертежам.



        Во дворе дома можно увидеть памятник Гоголю скульптора Андреева, который первоначально украшал гоголевский бульвар. Архитектор – Шехтель.



      Андреев запечатлел писателя, каким он был в последние годы жизни: больным, усталым одиноким, страдающим от непонимания окружающих, бессильным исполнить возложенную на себя задачу – просветить своим горьким словом Россию.



       Гоголь задумчиво сидит на скамье с низко склонённой головой. Согнувшийся, словно прибитый невзгодами, писатель изображен в момент крайнего, безысходного отчаяния, все чаще овладевавшего им к концу жизни. Вместе с тем лицо и фигура Гоголя передают не только трагизм бытия, но и мучительное, неугасающее вдохновение: «Горьким словом моим посмеются».
       Лев Толстой, за год до своей смерти осмотревший памятник, сказал: «Мне нравится: очень значительное выражение лица».



        Постамент украшен барельефами с изображением героев произведений Николая Васильевича: Солоха, Тарас Бульба, Добчинский и Бобчинский, хитрец-ревизор, и другие.



         Вспомним теперь памятник Гоголю, который был установлен уже в советское время на его прежнем месте. Гоголь там изображен в молодости, полный сил и чувств. Импозантный наряд, лучезарная улыбка - совсем отличный образ от данного памятника. В принципе для мемориальных скульптур изображение знаменитых личностей в старости, немощности и отчаянии – большая редкость.
     И еще одна особенность этого памятника, которую вы наверняка заметили - когда обходишь скульптуру писателя, то его фигура словно движется, постоянно меняется и представляется нам в разных образах.  Гоголь с каждой стороны кажется нам другим, особенным.

      Гоголь,изображенный на картине художника А.Л. Москаленко, очень похож на скульптурное изображение писателя. Наклон головы, остановившийся взгляд, бессилие рук...



Картина А. Л. Москваленко "Гоголь сжигает второй том "Мертвых душ".

       Гоголь жил своим творчеством, ради него он обрек себя на бедность. Все его имущество ограничивалось «самым маленьким чемоданом». Второй том «Мертвых душ», главный труд жизни писателя,  должен был быть скоро завершен. Это был труд, в который он вложил всю правду о России, всю свою любовь к ней. «Труд мой велик, мой подвиг спасителен!» – говорил Гоголь друзьям. Однако в жизни писателя наступил переломный момент...
      Началось все в январе 1852 года, когда умерла Е. Хомякова, жена гоголевского друга. Он считал ее достойнейшей женщиной. И после ее смерти признался своему духовнику: «На меня нашел страх смерти». С этого момента Николай Васильевич постоянно думал о смерти, жаловался на упадок сил. Духовник требовал от него оставить литературные труды и, наконец, подумать о своем духовном состоянии.
       С точки зрения современной психиатрии можно предположить, что у Гоголя был психоневроз. Возможно, именно это подтолкнуло Николая Васильевича совершить самый странный поступок в его биографии. В ночь на (12) 24 февраля 1852 года он позвал своего слугу Семёна и приказал принести портфель, в котором хранились тетради с продолжением «Мертвых душ».
       Под мольбы слуги не губить рукопись, Гоголь положил тетради в камин и поджег их свечой, а Семену сказал: «Не твое дело! Молись!»
        Утром Гоголь, видимо, сам пораженный своим порывом, сказал графу Толстому: «Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег всё. Как лукавый силен – вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил... Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь все пропало».
    
       Литературоведы сходятся в том, что потеря второго тома поэмы – настоящая трагедия для всей мировой литературы.

        Рядом с маленькой усадьбой резко контрастирует по этажности и стилю дом советской постройки конца 30-х годов, так называемый «Дом полярников». В нем жили исследователи Арктики.



      Дом возведен в суровом и вместе с тем торжественном стиле – строгих форм, украшенный колоннами, большими окнами, балконами, арками.
     Если присмотреться к левому крылу здания, то можно заметить некоторое отличие по стилю от всего огромного дома. Дело в том, что в левое крыло при постройке был включен трехэтажный особняк начала 20 в.





Следующий за ним маленький двухэтажный особняк скромных форм - городская усадьба 19 в.



Вид со двора:



        Здесь мы переходим дорогу и вновь оказываемся в зелени бульвара. Он раскинулся от Площади Арбатских ворот до Никитских ворот, по которым бульвар и получил свое название - Никитский. Бульвар построен после 1812 г. С середины 50-х гг. до начала 90-х назывался Суворовским в честь Александра Васильевича Суворова. Разгадку появления этого названия мы с вами узнаем в конце этого бульвара.
       На правой стороне массивное здание - комплекс жилых зданий для служащих Московской конторы Госбанка. Дом постройки начала 20 в. с дорогостоящими квартирами. После революции квартиры раздали рабочим.



     Соседний дом в наши дни занимает другой банк – Сберегательный. А ранее два дома на этом месте (№8 и №10) принадлежали княгине Голицыной. Почти все владения по внутренней стороне бульвара принадлежали знати.
       Например, как и соседняя двухэтажная усадьба бежевого цвета с белым портиком, украшенным колоннами. Центральный объем здания трехэтажный. Усадьба была возведена в начале 19 в., после войны,  по заказу дворян Луниных. Однако вскоре здесь расположился Коммерческий, а затем Государственный банк, который занимал это здание почти сто лет.



        Дом Луниных был известен своими музыкальными вечерами, на которых блистала дочь хозяина Лунина. Она училась пению в Милане, где потом вышла замуж за итальянского певца и привезла его с собой в Россию.
        После революции некоторое время в усадьбе находился автомобильный клуб, затем различные учреждения, детский сад, и после дом был передан Музею искусства народов Востока, где находится постоянная экспозиция произведений Рериха.



Все картины Николая Рериха (в т. ч. в большом разрешении) можно посмотреть здесь - http://roerih.ru/rerih.php

       Крупнейшие коллекции Музея представляют традиционное искусство Японии, Китая, Ирана, Индии, стран Юго-Восточной и Центральной Азии. Широко представлено искусство Кавказа и Закавказья (Грузия, Азербайджан, Армения), Казахстана и Средней Азии (Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан). Коллекция музея содержит произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и археологические экспонаты более чем 100 стран, свыше 160 000 единиц хранения.



         Детали фасада. Фриз под крышей украшен изображениями лир и рогов изобилия, из которых сыпятся деньги. Лира напоминает нам о музыкальных вечерах, которые проходили в этом доме.



Большое декоративное окно фасада: Здесь тоже можем увидеть лиру, а также двух грифонов, поддерживающих античную вазу.




Продолжение следует...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments