poppy_pie (poppy_pie) wrote in idu_shagayu,
poppy_pie
poppy_pie
idu_shagayu

Categories:

18 мая - день музеев

В этом году мне выпал великолепный случай.
Я переживала, что вовремя не записалась в посольства на 18 мая, но тут мне преложили самой провести экскурсии - в посольстве Индонезии (Новокузнецкая, 12) и посольстве Палестины (Кропоткинский пер., 26). Про последнее я думаю многие знают - дом, где родился А.П.Кропоткин. А вот Индонезия... Я долго искала материал - в книгах и интернете, спрашивала знакомого историка-краеведа (знатока, как раз, Замоскоречья) - информации практически нет. Тогда, обратившись в Москомнаследие, я получила подробные историко-архитектурные исследования данного домовладения. Так вот.


Владение – городская усадьба начачала ХХ века – в настоящее время входит в состав посольства Индонезии (вместе с соседним зданием (Новокузнецкая, 14), где находится резиденцию посла). Границы владения неоднократно менялись.

По плану Москвы 1768 г. инженера Горихвостова рассматриваемая территория входила в состав крупного землевладения, расположенного в центральной части квартала. От улицы владение было отгорожено глухим забором. В 1780-х гг. по новым правилам организации городского пространства старые палаты были превращены в главный дом, симметрия плана которого была акцентирована центральным ризалитом обращенного к улице фасада. Перед ним было организовано пространство парадного двора, въезд на который с улицы фланкировали два флигеля. За домом находились хозяйственный двор и обширный сад. По набору элементов, четкости функционального зонирования, характеру построения композиции владение представляло собой городскую усадьбу времени классицизма.

В пожаре 1812 г. все деревянные строения усадьбы были утрачены. Согласно планам 1817 г. владение сохраняло границы территории, известные с 1780-х гг. Но судя по планам середины ХIХ в. границы владения были существенно трансформированы. Вероятнее всего, граница участка и основа композиции сложились в 1820-30 гг. По красной линии улицы были построены главный дом и жилой флигель, формирующий парадный вход, за ним находилась хозяйственная зона. Восточную часть владения занимал сад. Такая композиция, характерная для городских усадеб времени ампира, сохранялась до 1880-х гг.

В 1885 г. территория была разделена на две части. В интересующей нас северной части было сохранено деление на три основных зоны: парадную, хозяйственную и сад.

В 1911 г. владение было вновь разделено на 2 части, меньшая из них – южный участок сада – была присоединена к соседнему владению, а большая продана Н.В.Урусовой.

В начале 1912 г. все строения были разобраны, а в июле инженер И.И. Рерберг представил проект новой усадьбы. Перед Рербергом была поставлена довольно необычная задача соединить в одном здании главный дом городской усадьбы и сдаваемую внаем квартиру, так чтобы и хозяева и жильцы в полной мере могли пользоваться преимуществами усадебного быта.

Рассматриваемое здание было программным в творчестве Рерберга, в 1912 г. закончившего работы на строительстве музея Изящных искусства под руководством Р.И.Клейна. Предложенное им решение находилось в контексте ретроспективного направления в архитектуре, вобравшего в себя все достижения стиля «модерн» и основанного на возросшем интересе к искусству и быту прошедших эпох. Несмотря на разнообразие привлекаемых ассоциаций, направление получило название – неоклассицизм.

Квартира владельца в первом этаже и квартира второго этажа функционально разделены на две зоны: парадную и жилую. Парадная включала пространство главной лестницы, и состояла из столовой, с обслуживающим ее буфетом, гостиной и кабинета, расположенными вокруг аван-зала. Она ориентировалась на схему построения парадных пространств особняков. Жилая была разделена продольным коридором на две части, с одной стороны от которой были расположены соединенные между собой будуар, спальня и ванная комната, а с другой - кабинет с дополнительной спальней, комната для прислуги и кладовая, примыкающая к черной лестнице. Ее структура имела некоторое сходство с планировкой квартир многоэтажных доходных домов. Т.о., здание совмещало в себе два совершенно разных планировочных типа (особняк и квартира), выработанных в к.ХIX-нач.ХХ вв.
Композиция фасадов была определена довольно сложной структурой плана и построена на сочетании выступающих за основную фасадную плоскость объемов, создающих постоянно меняющиеся по мере движения вокруг дома виды. Некоторая ассиметрия прослеживается и на главном фасаде. Расположенный в его северной части, помещенный в нишу, главный вход в здание и балкон над ним акцентировали въезд во владение. Динамичная композиция характерная для модерна была противопоставлена ордерной системе декора центрального ризалита, насыщенность которого возрастала по мере приближение к оси симметрии.

Незначительные изменения внешнего вида произошли в 1920-е гг., когда был переделан сход в сад и устроен новый дополнительный, из центрального помещения первого этажа. Значительно большей реконструкции подверглись интерьеры. В 1920-е гг. в доме было размещено одно из жилтовариществ города. Новый уклад жизни существенно нарушил первоначальный строй интерьеров.

В начале 1950-х гг. владение и соседнее с ним (Новокузнецкая,14) было передано посольству Индонезии. Вновь образованная территории была обнесена глухим забором, зафиксировавшим исторически сложившиеся границы. В здании был проведен капитальный ремонт. Была разобрана большая часть перегородок, не только поставленных в 20-е, но и первоначальных. При этом сохранена основа плановой композиции. Большая часть помещений первого этажа получила новое декоративное оформление интерьеров. Новый декор потолков соединил в себе типовые гипсовые розетки и карнизы с элементами восточного орнамента. Выделяются помещения, сохранившие основу первоначального архитектурного решения. Это лепной рокальный декор потолка гостиной первого этажа и оформление парадной лестницы. В ряде помещений сохранялось столярное оформление дверных проемов, фрагменты столярного заполнения оконных проемов.

Главный дом занят административными службами посольства, в особняке соседнего находится резиденция посла. Помещения бывших хозяйственных флигелей переоборудованы под классы школы для детей сотрудников посольства. Западный участок сада занят спортплощадкой, навесом, гаражами.


Вот, в приницпе, и всё. Конечно, информацции у меня много больше, все гораздо подробнее. Я написала лишь часть.

P.S. А еще, если кто-нибудь расскажет как вставлять фотографии сюда, я добавлю несколько снимков=)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments