shiha_shiha (shiha_shiha) wrote in idu_shagayu,
shiha_shiha
shiha_shiha
idu_shagayu

Category:

Карл (Чарльз) Николаевич Берд

26-летним молодым человеком в Россию из Шотландии приехал Чарльз Берд, несколько лет прослужил на Александровском пушечно-литейном заводе,сколотил небольшой капитал, удачно женился на дочке петербургского заводчика Моргана (тоже выходца из Шотландии) и стал владельцем заводика на Галерном острове.



Заводик постепенно превратился в одно из лучших литейно-механических предприятий, выпускавшее печи для сахарных заводов, коленчатые валы, лопасти и паровые машины. Здесь же, на острове, Берд построил корабельную верфь, лесопильный завод и паровую мукомольню.


За "усиленные и разнообразные труды на пользу мануфактурной промышленности" правительство в 1811 г. пожаловало Берда чином обер-гиттенфервальтера 8 класса.


А в 1815 году на заводе Берда был пущен на воду первый в России пароход, Берд назвал его "Елизавета". При большом стечении народа и в присутствии членов августейшей фамилии стимбот "Елизавета" продемонстрировал свои ходовые качества в пруду Таврического дворца. Публика ликовала, а Берд получил выгодные правительственные заказы.


Имя Берда стало символом успеха, появилась поговорка: на вопрос "Как дела?" петербуржцы отвечали: "Как у Берда, только труба пониже, да дым пожиже".


На заводе изготовлялось большое количество металлоконструкций для петербургских мостов и зданий, фонари, ограды, детали декора, рельефы, скульптура, для устройства городского водопровода, для Тульского оружейного завода, Шлиссельбургских шлюзов, устройства для обточки стекла по заказу Императорского стекольного завода и многие сложные по тем временам механизмы.


После смерти Чарльза Берда наследники продали завод, ставший в последствии частью объединения "Адмиралтейские верфи", поговорка была забыта, но остался маленький мост через речку Пряжку, который носит славное имя Берда.


После революции предприятие было национализировано, переименовано в 1922 г. в завод им. Карла Либкнехта и до 1924 г. было закрыто ввиду отсутствия топлива и металла. С 1928 г. – это Государственный медеобрабатывающий завод им. Ворошилова. На нем было развернуто производство продукции из алюминия и алюминиевых сплавов. Здесь в 1930-е гг. был изготовлен первый отечественный цельнометаллический самолет «Максим Горький» и освоен прокат алюминиевой фольги.


В годы войны завод был в основном демонтирован и эвакуирован на Урал. На оставшемся оборудовании для нужд фронта наладили выпуск броневого листа, пиротехнических снарядов, минометных взрывателей, снарядных поясков и выполняли правку лопастей воздушных винтов для боевых самолетов.


После войны завод назывался: «Ленинградское Адмиралтейское объединение». В наши дни завод Берда входит в состав завода «Адмиралтейские верфи».


Берд как бренд оставил в Петербурге след - на его заводе были изготовлены:
-барельефы Александрийской колонны, медных украшений, капители колонны и ангела на вершине монумента,
-фигуры для здания Сената и Синода,
-части купола Исаакиевского собора,
-пробные экземпляры сфинксов на Египетском мосту,
-памятник победе в Куликовской битве,
-пролетные строения всех висячих мостов, а уж о фонарях, решетках, балконах - и говорить нечего...
-отлиты ядра и лафет для Царь-пушки в Кремле...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments