?

Log in

 

"Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII-XXIвека." Часть III - Иду-шагаю

About "Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII-XXIвека." Часть III

Previous Entry "Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII-XXIвека." Часть III 24 янв, 2017 @ 17:12 Next Entry
«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» Часть I http://vittasim.livejournal.com/199116.html
«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» Часть II http://vittasim.livejournal.com/199735.html

DSCN7790.JPG

В этой части выставки рассмотрим некоторые гравюры из серии Пиранези, названной им: "Различные способы украшения каминов и других частей зданий, заимствованных из архитектуры египетской, этрусской и греческой апологетическими рассуждениями в защиту египетской и тосканской архитектуры, произведение кавалера Джамбаттиста Пиранези, архитектора 1769".

DSCN7780 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Титульный лист» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина.


Серия включает проекты каминов и предметов обстановки, а также эссе на трех языках об использовании современными архитекторами элементов египетской, этрусской, греческой и римской архитектуры для оформления интерьеров. Пиранези рассматривал камины, как отдельный вид архитектуры. Он подчеркивал, что его гравюры выполнены не с древних каминов. Подобные находки неизвестны, это современные проекты, в которых использованы декоративные мотивы, заимствованные у древних мастеров.

DSCN7778.JPG
Джованни Батистта Пиранези листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина.

DSCN7774.JPG
Плафон, украшенный стукковыми рельефами с изображениями крылатых богинь и животных. С виллы Адриана в Тиволи.
На гравюре представлен декор свода одного из залов на вилле Адриана в Тиволи. Потолок разделен на множество элементов. Внутри которых изображены гротески с фавнами, сцены охоты. Крылатые богини. Поскольку часть стукковых рельефов была утрачена, художник восполнил отсутствующие фрагменты. Пиранези много раз был в Тиволи, часто в сопровождении друзей, исследовал и зарисовывал остатки древних сооружений. участвовал в раскопках. Это подтверждают сохранившиеся на стенах виллы граффити с автографами Пиранези. Впервые художник посетил Тиволи в 1741г, а в 1781 г, уже после его смерти. Франческо Пиранези опубликовал огромный план виллы, работу над которым его отец вел почти 10 лет.

DSCN7774 1.jpg


DSCN7774 2.jpg


DSCN7786 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Камин для лорда Эксетера» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина.
На листе представлен один из проектов Пиранези, воплощенный в жизнь к моменту издания настоящей серии гравюр. Камин был заказан графом Эксетером (1725-1793) в марте 1769г, во время его пребывания в Риме. Камин выполнен из белого мрамора с включением античного рельефа из красно-молочной яшмы со сценой жертвоприношения, фигурами льва и леопарда и кариатиды на боковых панелях, а также с добавление металлических деталей. Этот камин сохранился до настоящего времени в гостиной Георга в Берли - Хаусе (Стэмфорд, Великобритания). Стена над камином украшена панно с Венерой. Источником для него послужила античная сцена, воспроизведенная в книге «Древняя живопись Геркуланума».

Значительное место в серии занимают проекты с этрусско- римскими мотивами. По мнению Пиранези, этруски были главными учителями римлян в архитектуре и искусстве.

DSCN7787 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Камин с изображениями голов Медуз Горгон» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Пиранези предлагает вниманию зрителей проект оформления части интерьера в классическом стиле. Архитрав камина украшен масками Медузы Горгоны и повторяющимся декоративным мотивом в виде рога изобилия. На боковых панелях рог изобилия превращается в фантастическую зооморфную фигуру с головой барана. Стена декорирована в помпейском стиле изящным растительным орнаментом, вазами и канделябрами, в небольших панелях изображены фигурки мифологических персон, животных и птиц. Подобные проекты Пиранези с изображением мотивов древнеримской живописи оказали влияние на стиль английского архитектора. Друга Пиранези Роберта Адама. В 1775-1777гг Адам создает так называемые этрусские залы в Остерли-Парк, недалеко от Лондона.

Большое внимание художник уделял архитектуре Древнего Египта и создавал камины с египетскими мотивами.

DSCN7788 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Камин в египетском стиле с изображением мумии» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина
Представлена декорации стены с камином в египетском стиле. Строгая, монументальная композиция состоит из нескольких рельефов и скульптур, заимствованных Пиранези из нескольких источников. Художник использовал мотив звездного неба, льва и маски богини Сехмет, саркофаг в виде мумии. Эти изображения можно было увидеть в Капитолийском музее и среди находок на вилле Адриана. Художник также широко использовал иллюстрации из книг, посвященных древнему искусству, в частности, графа Келюса «Собрание египетских, этрусских, греческих и римских древностей» (1752-1767), а также Монфокона «Античность, объясненная и представленная в изображениях» (1719-1724).

DSCN7789 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Камин в египетском стиле с большими обелисками и двумя сфинксами, поддерживающими рельеф с изображением обнаженной фигуры» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина

DSCN7794 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Камин в египетском стиле с быками» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина
На гравюре представлен камин в египетском стиле. В центре композиции изображены два сфинкса, спиной к спине, над которыми возвышается корона Осириса. Над короной – рельеф с изображением религиозной церемонии в честь богини Исиды. Пиранези заимствовал эту сцену из комплекса Святилища Исиды и Семирамиды на Марсовом Поле в Риме. Надо добавить, что древний Рим был самым египетским городом вне Египта с многочисленными строениями в этом стиле.

В середине 1760года Пиранези оформляет в египетском стиле интерьер Английского кафе на Пьяцца ди Спанья в Риме. Кафе не сохранилось и получить о нем представление можно лишь по двум гравюрам из рассматриваемой серии.


DSCN7795 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Оформление в египетском стиле Английского кафе, со сфинксами на карнизе» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина
Эта и следующая гравюра занимают особое место в составе данного увража, поскольку они посвящены памятнику, до нас не дошедшему, но сыгравшему очень важную роль в интеллектуальной жизни Рима второй половины XVIII столетия: речь идет о так называемом Английском кафе, излюбленном месте встречи художников и представителей культуры, главным образом англичан (отсюда и название). Интерьеры этого кафе, расположенного на Пьяцца ди Спанья, в 1765-1767 гг Пиранези оформил в египетском стиле, что по тем временам было большим нововведением. Следом за этим произведением в Риме стало модным оформление в египетском стиле. В пояснении к офорту художник пишет: «На стенах…изображен вестибюль, украшенный иероглифами и другими вещами, намекающими на религию и политику древного Египта». Архитрав венчают два сфинкса, священная птица Бенну (символ воскрешения)и мистические существа с головой льва и телом змеи. Все эти мотивы Пиранези мог позаимствовать из книги Келюса « Собрание египетских, этрусских, греческих и римских древностей».

DSCN7793 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Оформление в египетском стиле Английского кафе, с фигурами животных на карнизе» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина
Еще одно изображение декорации интерьера Английского кафе на Пьяцца ди Спанья в Риме. Представлен вестибюль древнего храма, сквозь широкие проемы которого открывается вид на долину Нила с пирамидами и остатками других погребальных сооружений. Архитрав украшен многочисленными фигурами египетских богов: Бастет в облике кошки, бога Себека (крокодил), священного быка Аписа, сокола Гора и других. В центре композиции на плите высечено изображение двух мужских фигур, переплетающих стебли тростника. Это фигуры Нила, связывающие лотос и папирус, символ объединения двух земель Египта. Справа изображена статуя фараона Рамзеса VI, а под ней, священная рыба.

DSCN7792 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Камин в египетском стиле с фигурами музыкантов, играющих на арфе» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина
Изображен камин в египетском стиле «с инструментами и символами, связанными с религиозными представлениями и обычаями этой нации», согласно пояснениям Пиранези. Его боковые части украшены фигурами музыкантов, играющих на арфах. Другие музыкальные инструменты, лиры, показаны на центральной панели камина, и это дало некоторым исследователям основание предположить связь данного проекта с оформлением Пиранези некоего музыкального салона.

DSCN7802 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Камин для Джона Хоупа» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина
Камин создал Пиранези для кабинета амстердамского банкира Джона Хоупа. Для изготовления каминов и других прикладных вещей Пиранези часто использовал фрагменты античной скульптуры, соединяя их с новыми элементами. В настоящее время камин находится в Государственном музее Амстердама.

DSCN7803.JPG
Джованни Батистта Пиранези «Кареты и предметы мебели» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина
На гравюре представлен проект карет, столиков –консолей, декоративных панелей. Художник использовал в их убранстве изящные растительные мотивы, гротески, вдохновленные живописью Помпей и Геркуланума. Во второй половине 1760- - начале 1770х гг Пиранези выступал в роли консультанта для знатной заказчицы маркизы Маргериты Боккападули (1735-1820), и мог участвовать в создании карет с египетскими и этрусскими мотивами, на которых маркиза промчалась по Корсо в последний вечер карнавала. Это легкое, шутливое настроение праздника передано в изящных проектах Пиранези. Одну из подобных карет Пиранези изобразил на гравюре с видом площади и собора Св. Петра из серии «Виды Рима».

DSCN7804 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Камин с двумя фигурами львов-моноподов» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина
Изображен камин, боковые панели которого украшены фигурами львов-моноподов (консоли с львиными головами и лапами). Этот мотив был заимствован из римского прикладного искусства, был использован архитекторами в конце XVIII в (например, в творчестве Ч. Камерона) и получил широкое распространение в эпоху стиля ампир.

DSCN7805 1.jpg

Джованни Батистта Пиранези «Камин с орлом, трофеями и резным украшением» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина

DSCN7806 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Камин, украшенный фризом с дельфинами» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина
На гравюре изображен камин, фриз которого декорирован обращенными друг к другу дельфинов с изогнутыми хвостами. Этот декоративный мотив часто встречается у Пиранези. Источником для художника мог послужить фриз с дельфинами и раковинами, некогда украшавшие термы Агриппы, а затем установленный в Пантеоне в Риме. Обращает на себя внимание и ажурная каминная решетка веерообразной формы с фигурами Вакха, Силена, Сатира и других античных персон. Источником для нее стала роспись свода в Золотом доме Нерона, воспроизведение которой в книге Пьетро Санти Бартели о древнеримской живописи мог видеть Пиранези.

DSCN7807 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Камин с головой Медузы Горгоны двумя орлами» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина

DSCN7812 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Стол и другие предметы мебели для кардинала Дж.Б. Реццонико» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина
На гравюре изображены предметы обстановки, спроектированные Пиранези для апартаментов кардинала Джованна Батиста Реццонико, одного из племянника Климента III. Стол-консоль украшен гирляндами, букраниями, а также изображениями крылатых химер на козлиных ножках, как у античных бронзовых треножниках. Два варианта подобного деревянного позолоченного столика сейчас хранятся в Институте искусств в Миннеаполисе и в Государственном музее Амстердама. На столике возвышаются часы, выполненные в виде большой вазы, обильно украшенной традиционными для Пиранези декоративными элементами: гротесками, сфинксами, масками, листьями аканфа. Рядом с часами изображены две большие вазы со множеством античных мотивов, на стене представлен канделябр в виде побегов растительности.

DSCN7813 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Раковины и вазы» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина

DSCN7814 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Часы и предметы мебели, созданные по заказу сенатора Аббондио Реццонико» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина

DSCN7815 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Раковины из коллекции Никколо Гвалтьери» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина
На гравюре представлены30 морских раковин из коллекции профессора Пизанского университета Никколо Гвалтьери (1688-1744), опубликовавшего свое собрание в 1742 г в «Индексе раковин моллюсков, хранящихся в Музее Никколо Гвалтьери». Из этой книги Пиранези заимствует большую часть изображений. В 1700е годы увлечение морскими раковинами было в моде, цены на редкие экземпляры достигали высоких значений. По мнению Пиранези, морские раковины стали источником вдохновения для этрусских мастеров при создании ваз.

http://arch-grafika.ru/news/1/2010-01-01-455

Оставить комментарий
Top of Page Разработано LiveJournal.com